Дополнительное меню

Вечер памяти Соломона Михоэлса (Шлёма Вовси)

Изображение пользователя Sergiuch Mangievski.

[img_assist|nid=16749|title=|desc=|link=none|align=left|width=9100|height=7505]
Для проведения вечера памяти Соломона Михоэлса,
Синагога на Б.Бронной предоставила лучший свой зал.
Из воспоминаний, фильма, свидетельств очевидцев.
Те, кто на вечер пришёл много нового узнал.

Не имея классического театрального образования.
Михоэлс с Грачевским новую актёрскую систему создал!
И эта новая система нашла мировое признание.
Вместе с этим, Михоэлс общественной работе время уделял.

Председатель Еврейского антифашистского комитета.
В 1943-м в США привлёк для фронта частный капитал.
Всерьёз выдвигался на главу Крымской еврейской республики.
Слегка доверчив. Он коварства Иосифа Сталина не знал.


Убийство подлое, подстроенное под несчастный случай.
Прервался в самом расцвете гения полёт.
Многое успел бы ещё, если бы не тиран злючий.
Вечная память Вождю еврейского народа и почёт!!!

Всё было торжественно, тепло, достойно. Вечер удался.
Молитва, музыка, мезансцена, доклады, песни, фуршет…
Присутствовала гармония и благорасположение. Я любовался.
«Жизнь продолжается, - сказал раввин Коган. - Унынию здесь места нет!»

Поделиться

Комментарии

Изображение пользователя Sergiuch Mangievski.

Соломон Михоэлс (Шлёма Вовси)
16(4)марта 1890 - 13 января 1948

* * *
Замечательный английский режиссер Гордон Крэг вспоминал о своем потрясении от «Короля Лира»: «…Какие бы похвалы ни были сформулированы по адресу актера Михоэлса, это не будет преувеличением. Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира на театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».

Александр Тышлер, оформлявший «Короля Лира», писал, что Михоэлс напоминал ему набросок, или, точнее, незаконченный слепок, талантливого скульптора. Вот почему на сцене ему «не шли хорошо скроенные и сшитые костюмы. Он был в них не выражен, то есть костюм был на нем не органичен. И, наоборот, любая свободная ткань, накинутая на него, даже рваная, делала его значительным и выразительным».

65.17 КБ

Соломон Михоэлс был невысок ростом и очень некрасив. Еще его преподаватель в студии сказал ему когда-то: «Все есть, но с такой внешностью и с таким ростом – на сцену?!» Увы, Михоэлс и сам повторял, что с удовольствием сдал бы свою внешность в ломбард и потерял квитанцию. Особенно досаждала резко выступающая вперед нижняя губа. Но как ярился он, когда ретушировали его фотографии или пытались гримом исправить недостаток. «Может, у меня вся сила в ней! – гремел тогда его не знающий «среднего регистра» могучий голос. – Как у Самсона – в волосах! У кого где!»

Быть может, именно потому, что Михоэлс остро чувствовал свою некрасивость, он гордился своей физической силой: он был маленький, но сильный. Его жена вспоминала, что он, «как мальчишка, хвастался умением грести, с огромным удовольствием ломал пальцами куски сахара, с легкостью и изяществом не только выносил на сцену Корделию, но и в жизни носил и передвигал тяжести». Чужую физическую силу Михоэлс тоже очень уважал.

Михоэлс был не только сильный, но и очень смелый. В разгар сталинских «чисток» и «проработок», после очередной разгромной статьи на кого-то из близких ему, когда остальные переставали здороваться и подавать руку, он обычно звонил со словами: «Это я, Михоэлс. Просто подаю голос». Услышали его голос и евреи Соединенных Американских Штатов, Канады, Мексики, Великобритании, перед которыми в середине Второй мировой он выступал как председатель Антифашистского еврейского комитета. Он рассказывает за границей правду о фашизме и добивается резкого увеличения поставок техники и продовольствия. Результатом поездки Михоэлса и поэта Фефера на Запад стали 1000 новых самолетов, 500 танков и два парохода с теплой одеждой, обувью, медикаментами, продовольствием – в 43-м году, в самое тяжелое для Советского Союза время.

Сталин не забывал добра, и в будущем эта победа да цитата из речи нашего представителя в Совбезе ООН Андрея Громыко стоили Михоэлсу жизни. Через пять лет, 13 января 1948 года, по личному приказу вождя в Минске, куда Михоэлс поехал вручать государственные премии, его сбила машина. Он был сильным и смелым, но легким. Перед этой, казалось бы, рядовой командировкой Михоэлс почему-то обзвонил всех друзей и со всеми попрощался. Он обожал собак, они всегда жили в его доме, но перед поездкой каждую ночь ему снилось, как его раздирают собаки.

О том, что стало поводом для «ликвидации» Михоэлса, вспоминает его старшая дочь Наталия: «В конце 1947 года… в Москве, в зале Политехнического музея, отмечалась юбилейная дата «дедушки еврейской литературы» Менделя Мойхер-Сфорима. Свое выступление Михоэлс начал так: «Вениамин, отправившись на поиски Земли обетованной, спрашивает встреченного на пути крестьянина: «Куды дорога на Эрец Исроэл?» И вот недавно с трибуны Организации Объединенных Наций товарищ Громыко дал нам ответ на этот вопрос!» …Раздался буквально шквал рукоплесканий. Люди повскакивали со своих мест, отец же стоял бледный, неподвижный, потрясенный такой реакцией зала. Овации длились, наверное, минут десять. Но отец знал, что это выступление ему даром не пройдет. Через неделю он был командирован в Минск, откуда уже не вернулся...»

Проведением операции ведали заместитель министра госбезопасности СССР Огольцов и министр госбезопасности БССР Цанава. По плану, Михоэлса через агента поздно вечером приглашают в гости к знакомым, подают ему машину к гостинице, но везут на загородную дачу Цанавы, где «ликвидируют», труп вывозят на пустынную улицу Минска, кладут на дороге, ведущей к гостинице, и «производят наезд грузовой машины». Потом выяснилось, что сопровождавший Михоэлса и погибший вместе с ним театровед В.И.Голубов-Потапов был тайным агентом МГБ. Все выглядело как несчастный случай, и милиции поручили расследование. В Минск была командирована группа оперативников из МВД СССР, которая спустя месяц после гибели Михоэлса представила начальству секретную записку о проведенной работе, где сообщила, что, «несмотря на принятые меры», установить водителя, совершившего наезд на Михоэлса и Голубова-Потапова, не удалось. Организаторы убийства Михоэлса были награждены орденами: глава «органов» Белоруссии и друг Берии, тоже Лаврентий, Джанджава (Цанава – его псевдоним) приказом Сталина «за заслуги перед государством» и в связи с 50-летием получил орден Ленина.

В семье двинского лесоторговца Михаила Вовси было шесть сыновей, и родители очень ждали девочку, но вместо малютки Эстер родились двое мальчиков-близнецов; Соломон появился вторым, но вопреки природе всегда опекал и защищал брата. Девочки стали рождаться у самого Соломона и его первой жены Сары. Она была из семьи известного рижского раввина, врача, доктора философии И.Л.Кантора и умерла в 1932 году. Две дочери, Наталия и Нина, оставшиеся от этого брака, живут сейчас в Израиле, где младшая Нина до сих пор работает как режиссер и преподает в театральной школе. Воспитывала девочек вторая жена Михоэлса Анастасия Потоцкая, происходившая из знаменитого рода польских князей. Она трепетно хранила архив мужа, пытаясь сберечь каждую кроху памяти о нем.

После гибели Михоэлса его детище – ГОСЕТ – немедленно лишилось финансовой поддержки государства и меньше чем через год было закрыто. Тут подоспела борьба с космополитизмом, и посмертно Соломон Михоэлс был объявлен агентом «Джойнта».

1.текст из статьи Ольги Дунаевской "Жизнь, торжествующая над смертью".
2.наброски портрета Михоэлса - публикация Беллы Побединой.

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Партия Западный Выбор Сергиуш Манжиевский

Изображение пользователя Sergiuch Mangievski.

Михоэлс, Соломон Михайлович

[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 сентября 2015; проверки требуют 4 правки.

Текущая версияпоказать/скрыть подробности

Перейти к: навигация, поиск

Соломон Михоэлс
שלמה מיכאָעלס
Solomon Mikhoels memorial plaque in Daugavpils.JPG

Имя при рождении:

Шлойме Вовси

Дата рождения:

4 (16) марта 1890

Место рождения:

Динабург,
Витебская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

12 января 1948 (57 лет)

Место смерти:

Минск, БССР, СССР

Профессия:

актёр, театральный режиссёр, театральный педагог

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя → Flag of the Soviet Union.svg СССР

Годы активности:

1918—1948

Театр:

Московский государственный еврейский театр

Роли:

король Лир, Тевье-молочник

Спектакли:

«Фрейлехс», «Блуждающие звёзды», «Суламифь»

Награды:

Орден Ленина — 1939
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Народный артист СССР— 1939 Народный артист РСФСР— 1935 Заслуженный артист РСФСР — 1926 Сталинская премия — 1946

IMDb:

ID 0586415

Commons-logo.svg Соломон Михоэлс на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Михоэлс.

Соломо́н Миха́йлович Михо́элс (идиш שלמה מיכאָעלס — Шло́ймэ Михо́элс, настоящая фамилия — Во́вси; 1890—1948) — советский театральный актёр и режиссёр еврейского происхождения, педагог, общественный и политический деятель. Народный артист СССР (1939)[1]. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

12 января 1948 года убит сотрудниками МГБ, убийство было замаскировано под дорожное происшествие.

Содержание [убрать]
1 Биография 1.1 Семья

2 Гибель
3 События после гибели
4 Награды и звания
5 Работа в театре 5.1 Актёр
5.2 Режиссёр

6 Фильмография
7 Память
8 Библиография
9 Примечания
10 Ссылки

Биография[править | править вики-текст]

Дом на улице Постоялой в Двинске (ныне улица Михоэлса, 4 в Даугавпилсе), в котором родился Михоэлс
Соломон Вовси родился 4 (16) марта 1890 года в Динабурге (в то время Витебская губерния, черта оседлости, ныне — Даугавпилс, Латвия).

Получил традиционное еврейское начальное образование в хедере. По словам самого актёра, он «лишь в тринадцать лет начал обучаться систематически светским наукам и русскому языку». Затем в 1905 году поступил в реальное училище в Риге и в 1908-м окончил его. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, но окончить его не смог — был исключён за участие в студенческих волнениях. С 1915 по 1918 год также учился на юридическом факультете СПбУ.

После Октябрьской революции в 1918 году поступил в организованную в Петрограде Еврейскую театральную студию А. М. Грановского. С 1919 года активно играл на сцене. Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка (постановка А. Грановского), «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель».

В 1920 году вместе со студией переехал в Москву. В 1925 году студия была преобразована в Московский государственный еврейский театр (Московский ГОСЕТ). В 1928 году Михоэлс гастролировал с ГОСЕТом в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии. После невозвращения А. М. Грановского из-за границы — с 1929 года — стал художественным руководителем и главным режиссёром этого театра.

С 1939 года — член Художественного совета Комитета по делам искусств при СНК СССР.

Наряду с театральной работой Михоэлс преподавал в училище при Московском еврейском театре (с 1941 года — профессор[2]).

В годы Великой Отечественной войны вместе с театром ГОСЕТ в 1941 году отправился в эвакуацию в Ташкент, где участвовал в работе не только еврейского театра, но и Узбекского театра драмы им. Хамзы, а также Узбекского государственного театра оперы и балета.

В феврале 1942 года, когда по инициативе советского руководства для «вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всём мире» был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), Михоэлс стал первым председателем этого комитета. В 1943 году от ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР.

В феврале 1944 совместно с И. Фефером и Ш. Эпштейном написал письмо И. Сталину с просьбой об организации еврейской автономии в Крыму.

Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств.

Семья[править | править вики-текст]

Михоэлс был женат на Саре Львовне Кантор (умерла в 1932 году), позднее на Анастасии Павловне Потоцкой. От первого брака имел двух дочерей, Нину и Наталию (в 1970-е годы выехали в Израиль, умерли в конце 2014 года).

Как писал в книге «Артист — это навсегда» Владимир Винокур, театральный режиссёр и педагог Нина Михоэлс (1925—2014) была одним из его преподавателей в ГИТИСе. Зять — композитор Моисей Вайнберг.

Гибель[править | править вики-текст]

Основная статья: Убийство Соломона Михоэлса

Согласно версии, обнародованной для общественности сразу после его гибели, Михоэлс в ночь с 12 на 13 января 1948 года, во время командировки в Минск, вместе с коллегой, театроведом В. И. Голубовым (Потаповым), вследствие несчастного случая был сбит грузовиком и умер. Михоэлсу были устроены государственные похороны и выпущены сборники его памяти. ГОСЕТу было присвоено имя Михоэлса (в начале 1949 года имя снято).

Однако в начале апреля 1953 года, уже после ареста в 1951 г. бывшего министра госбезопасности СССР В. С. Абакумова, по инициативе министра внутренних дел Л. П. Берии[3] было проведено расследование, показавшее, что Михоэлс, а также его спутник (бывший тайным осведомителем МГБ) были умышленно убиты группой офицеров МГБ под руководством генерал-лейтенантов С. И. Огольцова и Л. Ф. Цанавы (глава МГБ БССР) и полковника Ф. Г. Шубнякова. Согласно показаниям Абакумова, это произошло по прямому личному указанию Сталина[3]. Убийство было совершено на даче Лаврентия Цанавы (в Степянке), после чего тела были оставлены на одной из безлюдных улиц города.[4]

Из воспоминаний заслуженной артистки БССР Юдифи Арончик:

Соломон Михайлович просидел у нас до половины восьмого утра. Говорили, говорили, говорили. От усталости ли, от горького ли какого-то предчувствия при прощании, он вдруг подавленно вымолвил: «Я, наверное, скоро умру…» Я стала растерянно укорять его за эти слова. Хотя в самой что-то дрогнуло. Попрощались мы только до вечера. Кто мог подумать, что это прощание было навсегда!

Показания Цанавы, согласно изложению в Записке Л. П. Берия[3]:

Примерно в 10 часов вечера МИХОЭЛСА и ГОЛУБОВА завезли во двор дачи (речь идёт о даче ЦАНАВЫ на окраине Минска). Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по городу Минску движение публики сокращается, трупы МИХОЭЛСА и ГОЛУБОВА были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одной из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию.

Из записки на имя замминистра внутренних дел СССР генерал-полковнику И. А. Серову[5]:

Судебно-медицинским исследованием трупов, производившимся 13 января главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения БССР Прилуцким и экспертами-врачами Наумович и Карелиной, установлено, что смерть Михоэлса и Голубова-Потапова последовала в результате наезда на них тяжёлой грузовой автомашины. У покойных оказались переломанными все ребра с разрывом тканей лёгких, у Михоэлса перелом позвонка, а у Голубова-Потапова тазовых костей. Все причинённые повреждения являлись прижизненными.

В том же 1948 году ЕАК был распущен, а большинство его участников вскоре подверглись репрессиям. В июле 1949 года был закрыт и театр ГОСЕТ.

Похоронен актёр на Донском кладбище в Москве.

События после гибели[править | править вики-текст]

Могила С.М. Михоэлса на Новом Донском кладбище в Москве
Организаторы и исполнители убийства Михоэлса были награждены государственными наградами[6]. 26 октября 1948 года был издан секретный указ Президиума Верховного Совета, по которому «за успешное выполнение специального задания правительства» участники убийства генерал-лейтенант Цанава получил Орден Красного Знамени, полковники Шубняков, Лебедев и старший лейтенант Круглов — боевые ордена Отечественной войны 1-й степени, майоры Косырев и Повзун — ордена Красной Звезды[7]. Орден не получил лишь генерал Огольцов, потому что ему вручали в тот же день другую награду[8].

Впоследствии они были лишены этих наград[9].

Во время дела врачей в начале 1953 года был арестован двоюродный брат Михоэлса военный врач М. С. Вовси, а сам Михоэлс посмертно объявлен в газете «Правда» участником заговора врачей-вредителей. Из аппарата ЦК поступило указание изъять из библиотек все книги и альбомы о Михоэлсе. Из-за последовавшей через месяц с небольшим смерти Сталина и освобождения арестованных по делу имя Михоэлса не удалось сделать запретным, но театр ГОСЕТ так и не был восстановлен.

6 апреля 1953 года, два дня спустя после сообщения МВД СССР о реабилитации по «делу врачей», «Правда» публикует передовую статью, в которой сообщается, что следствием по делу врачей руководил заместитель министра госбезопасности Рюмин, «ныне арестованный». В статье говорилось[10]:

Презренные авантюристы типа Рюмина сфабрикованным ими следственным делом пытались разжечь в советском обществе, спаянном морально-политическим единством, идеями пролетарского интернационализма, глубоко чуждые социалистической идеологии чувства национальной вражды. В этих провокационных целях они не останавливались перед клеветой на советских людей. Тщательной проверкой установлено, что таким образом был оклеветан честный общественный деятель Народный артист СССР Михоэлс.

Награды и звания[править | править вики-текст]
Заслуженный артист Республики (2 февраля 1926)
Народный артист РСФСР (5 марта 1935)
Народный артист СССР (31 марта 1939)
орден Ленина (31 марта 1939)[11]
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Сталинская премия второй степени (1946) — за постановку спектакля «Фрейлехс» З. Шнеера

Работа в театре[править | править вики-текст]

Актёр[править | править вики-текст]
Вениамин III — «Путешествие Вениамина III» М. Мойхер-Сфорима)
Лир — («Король Лир» Шекспира (1935)
Тевье-молочник — «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938).
дантист Гредан — «Миллионер, дантист и бедняк»
Глухой — «Глухой» Д. Р. Бергельсона

Режиссёр[править | править вики-текст]
«Нит гедайгет» П. Д. Маркиша (1931)
«Разбойник Бойтре» М. Кульбака (1936);
«Семья Овадиса» П. Д. Маркиша (1937);
«Суламифь» С. З. Галкина (1937);
«Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938 — ГОСЕТ, 1940 — Харьковский театр украинской драмы);
«Соломон Маймон» М. Н. Даниэля (1940);
«Блуждающие звёзды» Шолом-Алейхема (1941);
«Муканна» Х. Алимджана (Узбекский театр драмы имени Хамзы, 1943);
«Фрейлехс» З. Шнеера (1945);
«Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова (1946).

Фильмография[править | править вики-текст]
1925 — Еврейское счастье — Менахем Мендель
1932 — Возвращение Нейтана Беккера — Цалэ Беккер
1935 — Лунный камень («Памир») — проводник
1936 — Искатели счастья — консультант
1936 — Цирк — зритель в цирке, исполняющий колыбельную песню
1938 — Семья Оппенгейм — Якоби, врач-офтальмолог

Голос Михоэлса также звучит в фильме «Конь белый» (1993)

Память[править | править вики-текст]

Почтовая карточка, выпущенная к 125-летию со дня рождения С. М. Михоэлса. Почта России, 2015 г., (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2015-104/1).
12 февраля 1989 года в Москве был открыт Международный культурный центр имени Соломона Михоэлса. Его именем названы улицы в Тель-Авиве и Даугавпилсе.
В 1990-е годы кинорежиссёр Марк Авербух снял фильм «Личный враг Сталина», посвящённый памяти Михоэлса.
В 2001 году вышел в свет диск Нателлы Болтянской под названием «Предупреждение», в который вошла песня «Посвящение Соломону Михоэлсу».
Аркадием и Георгием Вайнерами написан роман «Петля и камень в зелёной траве» по мотивам убийства Михоэлса.

Библиография[править | править вики-текст]
Михоэлс: Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе / Ред.-сост. К. Л. Рудницкий. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1981. — 557 с.
Гринвальд Я. Б. Михоэлс. — М., 1948.
Котлярова М. Е. Плечо Михоэлса: Воспоминания актрисы ГОСЕТа. — М.: Библиотечка газеты «Тарбут», 2003. — 240 с.
Левашов В. В. Убийство Михоэлса: Роман. — М.: Агентство «КРПА „Олимп“», 2002.
Вовси-Михоэлс Н. С. Мой отец Соломон Михоэлс: Воспоминания о жизни и гибели. — М.: Возвращение, 1997.
Гейзер М. М. Михоэлс : Жизнь и смерть. — М.: Журналистское агентство «Гласность» Союза журналистов РФ, 1998.
Гейзер М. М. Соломон Михоэлс. — М.: изд. «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — ISBN 5-7042-0197-0
Загорский М. Михоэлс. — М.; Л., 1927.
Иванов В. В. ГОСЕТ: политика и искусство. 1919—1928. — М.: РАТИ/ ГИТИС, 2007. — 464 с., илл.
«Мне было завидно, что люди могут смеяться» : Письма С. М. Михоэлса и С. Э. Радлова (1929—1934). Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. — Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. — С. 506—532.
«…Огненное колесо душевной муки». М.И. Сизова. Памяти Соломона Михайловича Михоэлса. Приложение: Письмо С.Э. Радлова М.И. Сизовой (1933) / Публ., вступ. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 821–832.
Лобков Е. Откровенный разговор. — Челябинск, 2012. — С. 151—172.
Евтушенко Е. А. Шекспир о Михоэлсе // Новый век. 2002. № 2. С. 329–330.

Примечания[править | править вики-текст]

1.↑ Звание присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.03.1939 «О присвоении С. Михоэлсу звания народного артиста СССР»
2.↑ «Присуждение учёных званий выдающимся мастерам театрального искусства». «Известия» № 87 (7463) от 13 апреля 1941 года
3.↑ Перейти к: 1 2 3 Секретная записка Л. П. Берии в Президиум ЦК КПСС «О привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в убийстве С. М. Михоэлса и В. И. Голубова» и др. документы.
4.↑ Татьяна Прудинник Минские легенды: Лаврентий Цанава — друг Берии, дачник, болельщик, убийца 27.09.2009
5.↑ Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 2894. С. 329—332. цит. по [1]
6.↑ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ГИБЕЛИ МИХОЭЛСА. lechaim.ru. Проверено 20 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.
7.↑ Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 392. — 784 с. — ISBN 5-7133-1071-X.
8.↑ Ъ-Власть - Как убили Михоэлса. kommersant.ru. Проверено 20 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.
9.↑ РЕВАНШ СТАЛИНИСТОВ — КАСКАД
10.↑ Этингер Я. Я. Это невозможно забыть: Воспоминания. М., 2001.
11.↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1939 г. «О награждении работников Московского Государственного Еврейского театра»

Ссылки[править | править вики-текст]

Логотип Викитеки

В Викитеке есть полный текст Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1939 года «О присвоении С. Михоэлсу звания народного артиста СССР»
Подборка материалов о Михоэлсе с ГОСЕТ
Михоэлс Соломон Михайлович
Жорес Медведев. Убийство Соломона Михоэлса // Сталин и еврейская проблема. Новый анализ
Геннадий Костырченко. «Дело Михоэлса»: Новый взгляд
Зиновий Сагалов. ДЕЛО «ДЖОЙНТ», или ШУБА ДЛЯ ПАЛАЧА
Фрезинский Б. Я. Генерал Трофименко и актер Михоэлс. Минск. 1948 // Народ Книги в мире книг. 2003. № 48
Михоэлс, ГОСЕТ, память
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%...

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Партия Западный Выбор Сергиуш Манжиевский